Дизели уверенно обосновались в автомобильной промышленности. Каждый уважающий себя производитель машин выпускает хотя бы одну модель на этом виде топлива. Дизельная аппаратура производства Bosch позволяет снижать затраты на топливо, одновременно повышая мощность, и уменьшить вредное влияние на экологию.
Дизель дизелем был не всегда. Его изобретатель дал ему название "атмосферный газовый двигатель". Оно почему-то забылось, а вот фамилия изобретателя — Рудольфа Дизеля — "приклеилась" к его созданию.
Предком дизельного двигателя была... зажигалка! Внутри нее воздух сжимался при помощи поршня, раскаляя фитиль. Рудольф Дизель позаимствовал принцип: надо сжать воздух, затем соединить с топливом, и это вызовет воспламенение.
В России мог быть создан успешный конкурент дизелю. Этот мотор разрабатывал Густав Тринклер на Путиловском заводе. После того, как ему запретили продолжать работы, разочарованный Тринклер уехал в Германию.
Размеры самого первого двигателя достигали трех метров, а мощность он развивал аж в 20 лошадиных сил! Да еще и с фантастическим КПД в целых 30%. Хорошо, что изобретатель не отступился и продолжил развивать свое детище, хоть с первого раза и не все получилось. А еще этот гигант полмесяца проработал без перерывов.
После первого успеха новую модель двигателя снова ждал провал: промышленники начали собирать дизели, а они не работали. Выяснилось все позже: заводы, на которых собирали агрегаты, оказались не способны на производство с нужной точностью.
Изобретения топлива нашему механическому герою пришлось ждать долгие годы. Чем только его не заправляли! Нефтью и угольной пылью, спиртом и арахисовым маслом, даже (внезапно) бензином! Топливо совершенствуют до сих пор, повышая его экологичность, эффективность и понижая стоимость.
Дизельное топливо в народе называют соляркой, хотя на самом деле солярка — это отдельный вид топлива.
Блеск и нищета Рудольфа Дизеля
Патент на дизельный двигатель был одним из самых дорогих в истории. На производство таких моторов заключали миллионные контракты. Детище Дизеля сделало его богачом, а неудачные вложения затем разорили. Современники предполагали, что он ушел из жизни добровольно, чтобы таким образом сохранить достоинство. А одна из самых фантастических легенд о Рудольфе Дизеле гласит, что после инсценировки своей смерти он скрылся в России под чужим именем. Вот такая непростая история взлетов и падений!